В
селах, не только удалённых от районного центра, но и
близлежащих, ощущается нехватка педагогов дополнительного образования, что
связано с целым рядом социально-экономических причин: отсутствие в
селах Домов творчества, низкая заработная плата, незначительный приток
специалистов на село, малое количество
детей и молодежи. Именно
поэтому, желающие получить
дополнительное образование по определенным направлениям не всегда имеют
возможность это сделать, а посещать Дом
творчества, расположенный в райцентре также доступно не каждому: дальность расстояния, несостыковка по
времени с расписанием занятий.
Какой
же выбрать путь, чтобы помочь
детям и молодежи получать дополнительное
образование по месту проживания?
Во многом способствует решению этих задач дистанционное обучение.
Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором педагог
и обучаемые физически находятся в различных местах, используя такие средства обучения, как аудио, видео и компьютерные каналы связи. Принято считать, что дистанционное образование -
это процесс передачи знаний (за него ответственен педагог и образовательное учреждение), а
дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен
обучаемый).
Итак, стратегической
целью дистанционного образования является обеспечение детям и молодежи права
получения дополнительного
образования на месте своего проживания.
Средством достижения такой цели должны быть
научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.
Учреждения
дополнительного образования могут
работать, только учитывая запросы
молодежи, детей и их родителей.
Так и к принятию
решения о проведении
внутриучрежденческого эксперимента по теме «Дистанционное обучение по
программам дополнительного образования детей и молодежи», коллектив
ДДТ подтолкнули ребята. Несколько лет назад у них возникла идея создания районной молодежной газеты.
Конечно, в районной газете «Вперед» существует страничка «Ровесник», которая
рассказывает о делах и проблемах молодежи, но юноши и девушки говорили о том, что сами хотят писать статьи и издавать газету, но она должна быть именно
районной. Как же быть тем, кто живет в селе и хочет обучаться журналистскому делу? И не только
им, ведь в Доме детского творчества тоже не было специалиста, способного заняться этим. И вот
в 2010 году обратились с предложением работать
педагогом дополнительного образования по совместительству журналиста
районной газеты «Вперед» Елену Валерьевну Холодову, человека творческого, инициативного. Получили согласие.
На
заседании методического совета в октябре 2010года было принято решение об открытии внутриучрежденческой
экспериментальной площадки по теме
«Дистанционное обучение по программам дополнительного образования детей
и молодежи на базе МКОУ ДОД
«Лебяжьевский Дом детского творчества», положение о дистанционном обучении.
Была разработана программа эксперимента,
нормативно-правовую базу которого составляют документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного
образования по вопросам организации дистанционного обучения по программам
дополнительного образования.
1.
Закон
РФ об образовании № 258-ФЗ от 29.12.06, ст.32 п.2, пп. 5 «Компетенция и
ответственность образовательного учреждения дополнительного образования».
2.
Концепция
о создании и развитии единой
системы дистанционного обучения в России. Утверждена постановлением МОРФ от 31.06.95.
3.
Методика
применения дистанционных образовательных
технологий в образовательных учреждениях
среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Утверждена МОРФ от 18.12.02.
4.
Требования
СанПиН «Гигиенические требования к терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы с ними»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
13.06.03 № 118).
Конечно
же, изучался опыт реализации дистанционного обучения
другими учреждения дополнительного образования (в основном с использованием средств Internet)
Эксперимент
ведется по следующим направлениям:
1.
Организация
дистанционного обучения для детей и молодежи, проживающих на селе.
2.
Использование
информационных технологий:
1)
в
освоении дополнительных образовательных программ;
2)
в
реализации личностных запросов педагогов и обучающихся;
3)
в
повышении культурного и научно-методического уровня педагогов.
Объект
исследования:
учебно-воспитательная среда образовательной деятельности Лебяжьевского Дома
детского творчества.
Предмет
исследования: информационные
и коммуникационные технологии в совокупности с правильно отобранными (или
спроектированными) технологиями обучения и управления, использованием активных
методов обучения как база современного образования, гарантирующая необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и
воспитания.
Цель
эксперимента заключается
в создании системы дистанционного образования в масштабах района, технологии
дополнительного образования, перспективные для использования в структуре ДДТ.
Первая трудность заключалась в отсутствии интернета в ДДТ, поэтому руководитель объединения «Юнкор» выходила
в социальные сети с домашнего
компьютера.
Как же организовано обучение? Педагог выкладывает в группу
«ВКонтакте» материал для самостоятельного обучения, ребята изучают его, задают вопросы по теме, присылают свои
статьи. Непосредственно в Доме
детского творчества работает
редакция районной молодежной газеты
«Поколение», которая и отсматривает статьи, материалы, формирует газету.
Занятия ведутся в вечернее время с 17.00-до 19.00 часов.
Первый номер
газеты праздновал свой День рождения 30 ноября 2010 года. «Поколение» выходит раз в две недели, в черно-белом цвете, имеет 4
страницы форматом А4. Цена 5 рублей
(средства на бумажные расходы). В сельские школы она высылается по электронной
почте или передается лично, распространяется и на районных мероприятиях.
Корреспонденты участвуют практически во всех районных и большинстве областных
мероприятиях.
В 2010
году в объединении обучалось 12 человек
из Лебяжьевской и 9 сельских школ.
Выпустили 5 номеров, в том числе два спецвыпуска (межрайонный фестиваль
инвалидов «Радуга жизни» и районный слет старшеклассников «Радуга»).
В 2011 году обучающихся стало уже 24 человека
из 8 образовательных учреждений, а также
студенты Курганского государственного университете и Омской медицинской
академии (выпускники объединения).
За это время юнкоры выпустили 13 газет
«Поколение», в том числе два спецвыпуска – с районных сборов старшеклассников
«Актив-2011» и районных слетов старшеклассников «Звездные дети» и
«Радуга-2011».
В апреле 2011 года организовали и
провели VII районный
слет юнкоров, пригласив и редакцию областной молодежной газеты «Твоя и моя».
Мастер-классы проводили молодые журналисты. При участии в том числе и
корреспондентов газеты «Поколение» 7 декабря 2011 года в Доме детского творчества состоялось районное
заседание юнкоров. Собралось почти 50 юнкоров из 9 школ района.
В
2012 году 20 человек из Лебяжьевской, Налимовской, Плосковской,
Головинской, Перволебяжьевской,
Дубровинской школ, а также студенты Курганского государственного университета и
Омской медицинской академии (выпускники объединения продолжают сотрудничать
с «Поколением»).
Выпустили 12 номеров газеты, два из них
спецвыпуски с районных слетов старшеклассников.
Стартовал новый проект редакции –
молодежное телевидение «ВТеме». Подготовлено две передачи, в том числе для
районного клуба молодых семей «Подкова».
Параллельно с юнкоровцами
в 2010 году начала работать
очно-заочная «Л»-школа. Активисты нашего района хотели не просто принимать
участие в мероприятиях, а участвовать в их организации и проведении. И еще с 2002 года
актив не только поселка, но и района стал участвовать в различных районных мероприятиях для молодежи, но этого было мало, не хватало знаний. И
ребята просили открыть филиалы объединения «Лига старшеклассников» и в их селах. Но это очень
сложно. Поняли - нужно вводить дистанционное обучение для ребят. Главным
толчком к созданию очно-заочной «Л» - школы стало то, что в сентябре 2010 года
на занятия лиги начали ездить ребята из
сел. И уже в сентябре была
создана группа «ВКонтакте» –
очно-заочная «Л»-школа. Сразу же был объявлен набор слушателей. Была продумана
система учебы и сдачи зачетов. Были разработаны зачетные книжки для слушателей.
И в октябре 2010 года при отделе по
делам молодежи начала свою работу
очно-заочная «Л» - школа. В группе в «ВКонтакте» появились первые материалы для изучения. За
год было проведено 3 зачетных события. Практические зачеты принимались в ходе
традиционного апрельского слета. С
2011-2012 учебного года школа начала работать по программе при ДДТ. Несмотря на
то, что по программе школа действует только 1 год, программа разработана была
сразу на 3 уровня. И так, как у нас уже за 1 год проучились ребята, то
естественно в этом году они уже являлись слушателями 2- го уровня. И количество
слушателей уже составило 68 человек.
Педагог
очно-заочной «Л» - школы Григорьева Елена Юрьевна по расписанию раз в
неделю (в субботу) выходит в группу «ВКонтакте», выкладывает материал для
самостоятельного изучения, проводит
заочные консультации. Затем назначается зачетное
событие (4 раза в год), которое проходит очно в
ДДТ. Ребята приезжают, чтобы выполнить тестовые задания по
изученному материалу.
Слушатели, имеющие высоки результаты получают
в награду возможность принимать участие в различных мероприятиях, а главной
наградой для лучших становится награждение путевками в ВДЦ «Океан».
В конце
каждого этапа эксперимента
подводятся итоги его реализации. Каковы же результаты в середине пути?
Радует то, что два объединения
социально-педагогического направления работают стабильно в режиме
дистанционного обучения: «Юнкор» и «Л» - школа. Эти объединения созданы по
запросам ребят.
К сожалению, объединение
декоративно-прикладного творчества «Школа стиля и хенд-мейда» не вызвало такого
живого интереса. Педагог переработала
программу и вновь
предложила ее для реализации на третьем этапе проведения эксперимента.
Ожидаемые
результаты
|
Достигнутые
результаты
|
2010-2011
уч.г.
|
2011-2012уч.г.
|
2012-2013
уч.г.
|
Наличие
образовательных программ
дополнительного образования в условиях дистанционного обучения
|
«Юнкор»
Очно-заочная
«Л»-школа»
|
«Юнкор»
Очно-заочная
«Л» - школа»
«Школа
стиля и хенд-мейда»
|
«Юнкор»
Очно-заочная
«Л»-школа»
«Худсовет»
|
Повышение
уровня обучаемости, качества знаний и степени обученности обучающихся
|
Участие
в VI
открытом конкурсе молодежных средств массовой информации «PROрыв-2010»
Третье место на VI районном слете юнкоров в номинации «Лучшая
презентация молодежного издания».
В заочном
конкурсе газет - лучшее молодежное издание
Призеры
областного конкурса молодых журналистов «Медиаперспектива-2011» (3 участника)
Звание
«Инструктор-общественник по работе с МДОО» присвоено 6 слушателям
|
Провели
заседание научного общества юнкоров и VII районный слет юнкоров
Победители VII областного открытого фестиваля
молодежных средств массовой информации «PROрыв-2011» в номинации «Печатные
издания, выпускаемые органами местного самоуправления по делам молодёжи,
учреждениями по работе с молодёжью, учреждениями дополнительного образования
детей и молодёжи, молодёжными и детскими общественными объединениями»
Стартовал
новый проект редакции – молодежное телевидение «ВТеме».
В областном
конкурсе молодых журналистов «Медиаперспектива-2012» участвуют 6 корреспондентов
3 место в номинации "Фотография"
2
место, 3 место, в номинации "Публикация")
Звание
«Инструктор-общественник по работе с МДОО» присвоено 13 слушателям
|
|
Наличие
методик использования дистанционных технологий в образовательной деятельности
|
Изучение,
апробация
|
оперативная передача на любые
расстояния информации любого объема и
вида;
интерактивная и оперативная
обратной связь;
доступ к различным источникам
информации;
организация совместных
телекоммуникационных проектов;
|
Использование
|
Повышение
культурного, научно-методического уровня педагогов, их IT-компетентности
|
Изучение
дистанционных технологий
|
Разработка
учебно-методических материалов
Победы
педагогов в областном конкурсе профессионального мастерства
специалистов сферы государственной молодежной политики - 1, 2 место
|
Созданы учебно-методические комплексы
Участие руководителя объединения «Юнкор» во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов сферы
государственной молодежной политики
|
Т.А. Падалко,
МКОУ ДОД «Лебяжьевский Дом детского творчяества»,
заместитель директора по УВР
|